Глава 32
– Погоди, – закричали мы с Норой в голос, – а
дальше‑то что?
Макс зевнул.
– Дальше? У Сергея началась другая жизнь, без отца.
Он женился на Рите, получил образование, пошел работать,
ненавидел тещу. Потом, случайно напившись, переспал с Анной. А та, узнав, что
забеременела, решила оставить ребенка. Маргарита простила мужа, семья поменяла
квартиру и уехала из дома, где соседи про них слишком много знали.
Беременная Анна пришла к Сергею на работу – она хотела
многое обсудить с отцом будущего ребенка – и столкнулась там с Валерием. Надо
сказать, что у Анны не было никакого опыта общения с мужчинами, ее единственным
любовником был Сергей, который с самого детства нравился ей. Она истерична,
экзальтированна, упряма и постоянно впадает в крайности, отсюда и желание
оставить ребенка.
Увидав Валерия, Анна сразу влюбилась в него. Невзрачный
мужик кажется ей сказочным принцем. Валерий и Сергей сидели в одной комнате и
были в приятельских отношениях.
– Это твоя жена? – спросил Валерий. – Похоже,
у вас скоро ребенок будет?
– Точно, – мрачно ответил Сергей, – будет, а
с ним и тысяча проблем. Анна – сестра моей супруги, один раз всего согрешили, и
нате вам, пожалуйста. А у Риты моей выкидыши один за другим.
В голове Валерия мигом зарождается план. Ему нужна жена,
которая станет убирать, готовить, стирать и при этом не мешать ему проводить
время так, как он хочет. Валерий одержим одной страстью – он все свободное
время отдает игре в карты на деньги. До недавнего времени его содержала и
обихаживала мама, но полгода назад она умерла. Требовалась адекватная замена.
«Очень хорошо, что Анна беременна от другого, –
рассуждает Валерий, – будет всю жизнь мне благодарна».
Через месяц играют свадьбу. Надо сказать, что Валерий не
прогадал. Во‑первых, Анна влюблена в него, во‑вторых, на самом деле испытывает
чувство огромной благодарности, в‑третьих, абсолютно верит всем рассказам мужа
о научных исследованиях, в‑четвертых, старательно ведет хозяйство, в‑пятых,
считает себя супругой непризнанного гения, прощает ему все и счастлива жить с
таким человеком.
Валерий же, проигравшись в пух и прах в карты, неожиданно
открывает для себя мир автоматов и превращается в зомби. Все его помыслы и
желания направлены на одно: он хочет добыть много денег, чтобы опять играть. Но
ему фатально не везет, суммы, попадающие в его руки, мигом проглатывает алчная
пасть автомата.
Самое удивительное, что ни Анна, ни Сергей Петрович, к
которому перебирается семья, не подозревают о том, чем занимается Валерий.
Первая считает, что муж гений, а второй, великолепно зная научный потенциал
господина Анджабрамаидзе, полагает, что тот по‑прежнему просиживает штаны в
НИИ.
– Анна так и не узнала правду о муже? –
воскликнула Нора.
– Давайте я изложу все по порядку, – вздыхает
Макс.
Примерно полтора месяца назад Валерий залез в стол к Сергею
Петровичу и украл пачку долларов. Проделал он это не первый раз. Кузьминский
достаточно безалаберно относится к деньгам. В доме, правда, есть сейф, но
хозяин частенько сваливает выручку в стол. Валерий таскал оттуда потихоньку то
пятьсот, то триста долларов, Кузьминский не замечал пропаж, для него это
меньше, чем копейка. Десять тысяч Валерий взял впервые. Сергей Петрович
обнаружил их отсутствие и решил, что потерял пачку. Пока он никого не
подозревает. Но спустя некоторое время без следа испаряются еще десять тысяч
баксов, которые опять взял Валерий. И тут до Сергея Петровича доходит: в доме
появился вор. Не желая иметь дело с милицией, Кузьминский приезжает к Элеоноре и
нанимает ее в качестве детектива.
– Да? – изогнула левую бровь Нора. – Так
просто? Почему же он не воспользовался спецтехникой!
Макс хмыкнул:
– Иногда на каверзные вопросы бывают самые простые
ответы: он о ней ничего не знал.
– Как? – изумилась Элеонора. – Не слышал про
фотоаппараты, работающие сами по себе, про шпионские видеокамеры? Он кино не
смотрит?
– Нет, – на полном серьезе ответил Макс, –
ему некогда, времени хронически не хватает на бизнес, в кинотеатры Сергей
Петрович не ходит, детективы не читает. Он был очень удивлен, когда узнал про
шпионское снаряжение и про то, что его совершенно спокойно можно купить в
Москве.
– Но поросенок? – спросил я. – Зачем он
разорвал игрушку? Полагал, что там спрятано нечто маленькое?..
– Никогда не следует разжигать страсти, –
менторски заявил Макс. – Бедный Чуня погиб потому, что просто попал под
руку. Уж очень Кузьминский обозлился на Клару, вот и не справился с собой.
Никаких бриллиантов там и в помине не было. Ваня, смотри на веши проще.
– Между прочим, – не упустила момента Нора. –
поросенок, Иван Павлович, ваша идейка!
Я смолчал, хотя хотелось ехидно поинтересоваться – кто же из
нас Ниро Вульф? Отчего он не поставил на место зарвавшегося Арчи?
– С этим разобрались, – кивнул Макс, – скачем
дальше. О том, что в семье Кузьминских существует легенда, связанная с
портретом, знали все домочадцы и прислуга. Когда в доме появилась глуповатая
горничная Катя, Беллочка моментально рассказала ей про пятно. Катя испугалась
до такой степени, что отказалась входить в кабинет. Сергей Петрович сделал
дочери выговор и объяснил горничной, что его мать и мачеха, будучи больными
людьми, покончили с собой очень давно, случилось это в пятидесятые годы
двадцатого века.
Кате, которая родилась в восемьдесят каком‑то году, кажется,
что события происходили при царе Горохе, и она успокаивается.
Но потом на портрете появляется красное пятно, и поднимается
суматоха, Сергей Петрович озабочен, он‑то хорошо знает, что раньше, пугая
Варвару и Соню, портрет пачкал он сам. Кто же теперь решил пошутить? Пятно,
конечно, стерли...
Как‑то Катя пришла в кабинет, чтобы сделать там уборку.
Причем появилась она в неурочное время, в шесть утра. Дело в том, что накануне
она выпила много молока, заработала понос и всю ночь бегала в туалет. Около
шести она решила прибрать в свободных комнатах, а потом вздремнуть...
Когда Катя вошла в кабинет, она увидела там человека,
рисующего пятно на портрете Глафиры. Пугаются оба. Но первым приходит в себя
«художник». Понимая, что Катерина сейчас заорет, перебудит весь дом, «живописец»
хватает со стола Сергея Петровича ножницы и втыкает их в шею девушки. Потом,
забыв от испуга, что Катерина левша, пачкает ей краской пальцы правой руки,
оставляет на полу банку с краской, кисточку и уходит. Дом спокойно спит.
Затем этот же человек хладнокровно убивает Маргариту, не
забывая вновь нарисовать пятно. Он все время пугает домочадцев, но основная его
цель – довести до инсульта Сергея Петровича, заставить его нервничать,
страдать. Если бы мы не арестовали преступника, убийства бы продолжались.
Следующей на очереди была Беллочка. Убийца хотел отнять у Кузьминского дорогих
ему людей: сначала Риту, потом Беллу, затем Клару. Слава богу, до девочек дело
не дошло.
– А Анна? – напомнил я. – Ты про нее не
сказал!
– Это еще одна история, – отмахнулся Макс, –
ее убил другой человек.
– Как? – хором закричали мы.
– Вы будете слушать спокойно или нет? – возмутился
Макс.
– Ваня, держи себя в руках, – приказала Нора и
принялась нервно ломать сигареты.
Вот так всегда, чуть что – виноватым, естественно, оказываюсь
я!
– Значит, вы не догадались, кто преступник? –
заулыбался Макс.
– Нет!!!
– Ну подумайте хорошенько! Этот человек знал о семейной
легенде, о пятне, о том, что Глафира и Варвара умерли от того, что в их шеи
вонзились ножницы...
– Да все в доме были в курсе истории! – воскликнул
я.
– Ваня, – настаивал Макс, – ну‑ка, думай. Кто
знал, где лежат старые платья? Кто их перетряхивал? Кто мог беспрепятственно
ходить по дому в любое время? Кто. в конце концов, первый «увидел» Глафиру? Кто
нашел Катю? Кому в доме ты показал лоскут, вырванный из платья, после чего
обнаружил его в корзине у Валерия?
– Лариса Викторовна! – завопил я.
– Да. – кивнул Макс, – именно она,
переодевшись привидением, пугала Клару, а потом убежала, но зацепилась за
кустарник и выдрала клок из рукава. А когда ты продемонстрировал ей лоскут,
испугалась и засунула одеяние в корзину к Валерию. Думала потом «обнаружить»
его и поднять шум.
– Но она падала в обморок! Кричала от страха! –
недоумевал я.
– Ты знаешь, кем она проработала всю жизнь, до того как
попала к Сергею Петровичу? – спросил Макс.
– Нет!
– Она была актрисой в одном из московских театров,
правда не на первых ролях, но все же достаточно часто появлялась на сцене.
Убедительно изображать страх и натурально падать в обморок – ее профессия. В
доме Сергея Петровича она сыграла свою лучшую роль, упиваясь растерянностью,
недоумением и страхом домашних. Она для этого и нанялась к Сергею Петровичу –
мечтала отомстить!
– Господи, за что? – чуть не выпала из кресла
Нора.
Макс выдержал эффектную, «мхатовскую» паузу, потом заявил:
– В детстве Лариса называла себя «Ларисочка», но, как
многие малыши, она не выговаривала звук "р", поэтому в ее устах имя
звучало как «Лалисочка», потом первый слог отпал, и все начали звать девчушку
«Лисочка».
– Не может быть! – ахнул я.
– Почему? – удивился Макс.
– Так вот почему на вуали остались следы пудры! –
оживилась Нора. – Я была совершенно права, думая, что преступление
совершила женщина.
«Вы считали убийцей Сергея Петровича», – чуть было не
напомнил я, но вовремя сдержался. Следует прощать людям их ошибки.
– Лисочка, оказавшись в приюте, очень мучилась, –
продолжал Макс, – более того, она считала, что ее маму убил Сережа. По
ночам она, плача в подушку, вынашивала план мести. Вот вырастет и сотрет с лица
земли гада, который отнял у нее все‑все.
Лисочка росла, ненависть крепла. Став взрослой, она однажды
решилась и приехала на квартиру к Кузьминским, но там давно жили другие люди.
Во дворе ей рассказали, что Петр Фадеевич умер, а Сергей,
женившись, уехал неизвестно куда. Так бы Лисочка и оставила мысль о мести, тем
более что со временем боль поутихла, но больше года назад ей. уже пенсионерке,
попался в руки журнал «Рейтинг». Она открыла его и ахнула: с фотографии смотрел
Петр Фадеевич. Лариса Викторовна впилась глазами в статью и поняла, что это
снимок Сергея, который ближе к старости стал очень походить на покойного отца.
Материал оказался большим, отлично проиллюстрированным. Чем
дольше читала его Лариса, тем сильней поднималась в ее душе прежняя ненависть к
Сергею. Оказывается, он богат, имеет роскошный дом, любимую дочь, стабильный
доход... Какое право у него на эти блага, когда она, Лисочка, всю жизнь честно
проработав в театре, получает крохотную пенсию, которой не хватает на самое
необходимое?
Почему у него есть дочь, когда она, Лисочка, так и не сумела
выйти замуж и родить себе ребенка? С какой стати он живет в загородном
особняке, а она в крохотной квартирке?
Ненависть росла и росла и превратилась из личинки в
огромного монстра. Лариса приняла решение: она отплатит Сергею той же монетой.
Он лишил ее матери и детства, а она отнимет у него дочь, жену и обеспеченную
старость. Как это сделать, Лариса не знала, но ей без особого труда удалось
наняться к Кузьминскому экономкой. У Сергея Петровича были постоянные проблемы
с прислугой, которая, не выдерживая капризов Беллочки, быстро увольнялась.
Поэтому Кузьминский охотно пустил в дом свою беду. Никаких подозрений или
догадок у него не возникло. Новую прислугу звали Ларисой Викторовной,
настоящего имени Лисочки Сергей не знал, да и думать забыл о маленькой сироте.
Почти год Лариса безупречно прислуживала семье, вынашивая
план мести. Потом, перетряхивая кладовые, наткнулась на сундук с одеждой и
поняла, как действовать. Кстати, она совершенно не раскаивается, сожалеет лишь
о том, что не извела девушек и не увидела Сергея рыдающим на их могилах.
– Но он же не убивал Варвару, – пробормотал я.
– Лариса считает иначе, – вздохнул Макс, –
очень часто люди оказываются в плену собственных ошибок. И вы, господа
многоуважаемые сотрудники агентства «Ниро», ярчайший тому пример. Наделали кучу
ляпов, от больших до мелких. Нора безапелляционно заявляет: «У Кузьминского не
инсульт, он притворяется, следовательно, он преступник».
– Так он не был парализован, – отбивалась
Элеонора, – вот я и решила, что он подкупил врача и прикидывается!
– Нора, возьми учебник по медицине, – посоветовал
Макс, – инсульты бывают разные: геморрагический, то есть кровоизлияние,
приводящий к потере речи, способности двигаться, и ишемический, не всегда
имеющий подобные последствия, особенно первый. Кстати, диагноз не подтвердился,
был всего лишь приступ гипертонии, и Кузьминский убежал домой, лег спать, потом
услышал шум, вышел в кабинет, увидел Ваню и от всех переживаний, нервов и
усталости просто съехал с катушек. Не забудьте, что Сергея Петровича в больнице
накачали препаратами, дома он еще принял успокаивающее и в момент выхода в
кабинет находился в таком состоянии, которое медики называют «лекарственное
опьянение».
Кузьминский временно перестал адекватно оценивать ситуацию.
– Он мог меня убить! – воскликнул я.
– Пистолет был не заряжен, – усмехнулся
Макс, – ты мог бы не заливать несчастного Сергея Петровича герметиком.
– Откуда мне знать об отсутствии в стволе пули, –
возмутился я, – очень хорошо, что под руку попался баллончик. Одного не
пойму, как он оказался в кабинете?
Макс налил себе воды, выпил и пояснил:
– Сергей Петрович увидел у себя в кабинете мышь, очень
обозлился, обнаружил под батареей нору и велел Ларисе ее заделать. Экономка
купила баллончик, обработала все щели, и тут зазвонил телефон. Лариса поставила
герметик на край стола, взяла трубку, а потом ушла, забыв про дозатор. Сергей
Петрович угодил в больницу, в кабинет никто не входил, и аэрозоль мирно ждал
тебя.
– А кто убил Анну? – напряженным голосом
осведомилась Нора.
Макс взъерошил волосы, но не успел ничего сказать, потому
что Элеонора задала следующий вопрос:
– И куда подевались сто десять тысяч долларов? Их тоже
унес Валерий?
– Ну, – заявил, Макс, – в конечном итоге они
почти все достались ему, сто тысяч украла Анна, а десять, как ты знаешь, Клара.
– Зачем Анна это сделала? – поразился я. Макс
глубоко вздохнул:
– Она внезапно, после стольких лет жизни с «гением»,
прозрела, причем совершенно случайно. Анна преподавала в институте, сему
почтенному заведению исполнилось семьдесят пять лет, и ректор, решив порадовать
сотрудников, снял для них два этажа клуба «Бегемот». Анна сначала веселилась со
всеми, потом спустилась вниз и увидела у автомата Валерия. Словоохотливая
тетка, выдающая жетоны, рассказала ей, как мужик проводит тут целые дни, и с
глаз жены мигом упала пелена. Она поняла, где Валерий проводит время и почему у
него никогда нет денег.
Приехав домой, Анна заметалась по дому, ей, кстати, очень не
комфортно жилось у Сергея. В тот год, когда они переехали к нему, он сразу
расставил все точки над "i". Позвал к себе в кабинет Анну и сказал:
– То, что между нами случилось, давно забыто, но Клара
моя дочь, и она не должна нуждаться. Поживите тут немного, пока встанете на
ноги.
Анна скрепя сердце согласилась. Она очень ослабла за время
болезни. «Ничего, – утешала она себя, – вот поправлюсь и уедем». Но
через три месяца ни Валерий, ни Клара не захотели возвращаться в убогую
коммуналку и снова вести полуголодное существование.
– Ты чего, мама, – испугалась Клара, – зачем
нам отсюда съезжать! Дядя такой милый, все мне покупает!
Вот так и остались жить с Кузьминскими. Сергей Петрович ни
разу не намекнул «гостям», что пора бы и честь знать. Наоборот, он все время
подчеркивал:
– Мы родные люди и должны держаться вместе.
Скорей всего отец вел себя так ради дочери, Клары, хоть она,
не зная правды, считала его своим дядей.
Анна с трудом дождалась возвращения Валерия и налетела на
него. Тот не стал отрицать правду.
– Давно следовало тебе все рассказать, – грустно
сказал он, – пару лет назад я одолжил у одного крутого человека денег под
проценты. Отдать не смог, включили счетчик, сейчас там намоталась такая сумма!
– Какая? – поинтересовалась Анна.
– Ужасная, – пролепетал негодяй.
– Говори!
– Сто тысяч долларов, – ляпнул Валерий. Анна, едва
не упав в обморок, все же находит в себе силы спросить:
– И кто он, твой кредитор?
– Со мной в одной комнате работает, Пасынков
Костя, – лихо врет Валерий.
Анна не знала, что мужа давно выгнали со службы, хитрый
супруг, объясняя, каким образом ему удается день‑деньской просиживать у
автоматов, с самым черным видом сказал:
– Наш НИИ совсем развалился, никто давно туда не ходит,
мы просто числимся на службе. Вот я и пытаюсь поймать удачу, надо же деньги
отдать, иначе убьют.
Анна боится за мужа и решает попросить доллары у Сергея.
Запредельная для нее сумма совершенно не обременит Кузьминского.
Но тут за ужином Сергей Петрович роняет фразу:
– Надо купить машину для счета купюр.
И Анне в голову приходит идея: можно, не спросив, взять деньги.
Сергей не заметит пропажи, сам же сказал, денег больше миллиона и их точное
число ему неизвестно!
Скорей всего она бы попалась, потому что именно в этот день
за занавеской сидел Ваня, но ночью поднялась суматоха – Лариса Викторовна
«увидела» Глафиру. Воспользовавшись всеобщей растерянностью, Анна сделала вид,
будто бежит за валокордином, а сама украла из стола доллары.
Но она не отдала деньги Валерию, решила сама встретиться с
Пасынковым, вернуть ему долг и потребовать расписку, а потом отдать ее Валерию
со словами: «Вот видишь, я всегда могу тебя выручить».
– Ну и дура! – не выдерживает Нора.
– Любовь порой принимает уродливые формы, – пожал
плечами Макс, – перечитайте Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», там
очень хорошо об этом написано.
Анна начинает действовать. Сначала едет в НИИ и получает там
первый удар: Валерий давно уволен. Пасынков, кстати, тоже сменил место работы,
и никто не знает, куда он делся. Но женщины – упорные существа. Анна тратит не
один день, узнавая координаты Константина, и наконец приходит к нему домой.
Тут на ее голову словно вылили ушат ледяной воды. Пасынков
вообще не понимает, о чем речь.
– Какие сто тысяч? Какой счетчик? Да погляди, где я
живу, у нас на хлеб не хватает!
Потом, видя, что неожиданной гостье явно плохо, заботливо
поит ее чаем и рассказывает про лаборантку и «елочные» деньги. Причём, дойдя до
народа, эта история обросла невероятными подробностями.
– Ты прикинь, – хлопает себя по бокам
Константин, – этот Валерий просто крыса в нарукавниках, а что оказалось! Он
своей хахальнице бриллианты дарил, по кабакам водил, вот она ему денежки и
одолжила. Кстати, тебе он кто?
– Знакомый, – шепчет Анна.
Домой она возвратилась еле живая и моментально налетела на
мужа. Тот выслушал ее рассказ и пожал плечами.
– Константин просто не захотел брать долг у тебя. Дай
мне деньги, отвезу их Пасынкову.
Анна кричит в истерике:
– Нашел дуру!
Потом она убегает к себе и ночью пишет мужу письмо, в
котором содержится много злых, но справедливых слов, приказ убираться из дома и
требование развода. Послание на двадцати одной странице. Последняя фраза письма
звучала так: «Я приняла это решение сама. Анна». Речь идет о разводе, и
немаловажная деталь – это предложение написано одно на последней странице,
больше ничего на ней нет.
– Поняла! – заорала Нора.
– Да, – кивнул Макс, – Валерий великолепно
знал, что Анна дома одна, приехал днем, нашел на подушке письмо, прочел его и,
увидав последнюю строку, обрадовался – дело‑то еще проще, чем он рассчитывал.
Он собирался убить Анну и взять себе сто тысяч. И, видя,
какая чертовщина творится в доме, решил свалить дело на «Глафиру». Если Анну
найдут в кабинете мертвой после смерти Кати и покушения на Риту, все решат, что
это дело рук того же «привидения».
Но сейчас ему представился случай превратить убийство в
самоубийство. Валерий сделал вид. что хочет помириться с женой.
– Дорогая, – говорит он, – верни деньги в
стол, на место. Я принесу в кабинет кофе, и... начнем жизнь сначала. Я люблю
тебя.
И Анна опять верит мужу, ей очень хочется быть счастливой.
Он сделал вид, что пошел варить кофе. Она идет в кабинет, достает из пакета
деньги, садится за стол и...
– Получает смертельный удар в шею, – заканчивает
Нора. – Ну кто бы мог подумать, что Валерий способен на такое! Крыса в
нарукавниках!
– Крыса – опасное животное, – сказал Макс, –
хитрое, расчетливое, злое, и никакие нарукавники не сделают ее белой и
пушистой. Он подкрался к жене сзади, закинул ей голову и вонзил в шею ножницы.
Потом Валерий хладнокровно положил на стол последнюю
страничку письма Анны, забрал деньги и уехал. Он был абсолютно уверен в своей
безнаказанности: милиция должна зафиксировать самоубийство, налицо предсмертная
записка, а главное, все двери закрыты изнутри на крючки!
– И как он это проделал? – изумился я. Макс
снисходительно посмотрел на меня.
– Старый как мир фокус. Крючок поднимается, аккуратно
устанавливается в таком положении, а потом с силой захлопывается дверь. От
удара крючок падает, правда, он не всегда попадает в гнездо, но после трех‑четырех
попыток, как правило, все устраивается. Был только один промах. Желая
окончательно всех запутать, Валерий решил намалевать пятно. В мастерской он
взял тюбик, но не тот, что надо. Уже нанеся краску, Валерий увидел, что она
синяя, но времени на переделку нет, вот‑вот могут вернуться домашние, и он
уехал, оставив синее пятно. Кстати, он попал под подозрение сразу, охранник у
ворот сообщил, что Валерий днем заезжал домой. Нора повернула ко мне голову:
– Я же велела тебе расспросить секьюрити.
– Он ответил, что у Кузьминских никого не было, –
удивленно ответил я. – Зачем он мне соврал?
– Какой вопрос ты ему задал? – хмыкнул Макс.
– Не было ли сегодня на участке Кузьминских
посторонних!
– Каков вопрос – таков ответ, – засмеялся
приятель, – чужие и впрямь там не появлялись, одни свои.
– Тебе следовало спросить: «Кто приезжал к Сергею
Петровичу?» – обозлилась Нора.
Я молчал. Действительно, похоже, сглупил.
– Это ведь он платье повесил на люстру? – Нора
продолжала пытать Макса.
Тот кивнул.
– Да, он нашел его в корзине, сразу понял, в чем дело,
и вынес в гостиную. Решил не поднимать шума, а поиграть в свою игру. А Лариса
сразу заорала: «Глафира!», она‑то сообразила, откуда платье. Валерий,
повторюсь, хитер, жесток, изворотлив... Еще вопросы есть? – спросил Макс.
– Лично для меня остался один непонятный момент, чисто
технический, – робко сказал я.
– Какой? – удивился Макс.
– Связанный с пятном. Его рисовали, потом стирали
растворителем, а картина осталась неиспорченной. Разве не странно?
– Ну, это просто, – улыбнулся Макс, – есть
специальный лак, который используют художники. Им покрывают полотно, чтобы
сберечь его. Дорогое удовольствие, зато картина будет жить века, не потускнев.
Кстати, этим лаком пользуются контрабандисты.
– Зачем? – изумился я.
– Берется ценное полотно, запрещенное к вывозу из
страны, покрывается толстым слоем лака, сверху рисуется какая‑нибудь дрянь и
спокойно отправляется за рубеж. Потом мазня смывается растворителем, и картина
предстает во всей своей красе, нетронутой. Лак не поддается растворителю. Вот
именно таким лаком и были обработаны все произведения несчастной сумасшедшей.
– Действительно, совсем просто, – вздохнул я. Макс
посмотрел на наши расстроенные физиономии и, чтобы как‑то нас подбодрить,
сказал:
– Ну не переживайте, все‑таки вы молодцы, ты, Иван
Павлович, просто Геракл, совершил двенадцать подвигов, чтобы узнать истину.
Я усмехнулся, подвигов Геракла было тринадцать, последний –
лишение девственности довольно большого количества девушек – стыдливо
умалчивался во всех советских изданиях. Конечно, сравнение с Гераклом лестно,
но, думается, если вспомнить все, что со мной произошло, это скорей тринадцать
несчастий Геракла.
|